Департамент образования Орловской области
Отдел образования, молодежной политики, физической культуры и спорта администрации Залегощенского района
МБОУ "Залегощенская средняя общеобразовательная школа № 1" Залегощенского района Орловской области
OBR57.ru

Внеурочные занятия цикла "Разговоры о важном", посвящённые дню Героев Отечества "Россия - страна победителей

08.12.2025

8 декабря состоялись очередные занятия из цикла «Разговоры о важном», посвящённые Дню Героев Отечества.
Тема занятий — «Россия — страна победителей» — позволила поговорить с ребятами о самом главном: о служении Родине, мужестве и ответственности. Учащиеся рассуждали о том, кто такие герои, какими качествами они обладают и могут ли герои жить в мирное время. «Как узнать героя? Он в скафандре и с мечом?» — с такого вопроса начался  сегодняшний «Разговор о важном» в 1 и 2 классах. Говорили о том, что: герой — это не сказочный персонаж, а обычный человек; совершить подвиг можно не только на войне, но и в больнице, в научной лаборатории, спасая людей из огня; главные качества — смелость, ответственность и готовность помочь. Ребята познакомились с историями настоящих героев, выполнили интерактивное задание и порассуждали о том, как важно помнить тех, кто отстоял наше мирное небо. Учащиеся 3-4 классов вспоминали известных исторических личностей и рассуждали о самой сути героизма. Что такое подвиг? Можно ли заставить человека стать героем? Почему учёного или изобретателя тоже можно считать героем? В ходе беседы ребята пришли к выводу, что героизм многогранен и проявляется в разных сферах: на поле боя, в научной лаборатории, у больничной койки. Занятия способствовали формированию у школьников чувства гордости за свою страну, уважения к её истории и понимания личной ответственности за сохранение памяти о подвигах предков.
Учащиеся 5-7 классов погрузились в тему героизма и исторической памяти с обсуждения знакового монумента — памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде, на котором изображены более ста выдающихся деятелей разных эпох. Этот исторический экскурс помог ребятам осмыслить, что понятие «герой» и «победитель» гораздо шире, чем кажется. В ходе дискуссии школьники рассуждали: почему на памятнике изображены не только воины, но и писатели, художники, просветители?; в чём заключается преемственность героев разных поколений?; кого можно назвать «героем нашего времени»? Особое впечатление на учащихся произвели истории современных героев: медсестры Людмилы Болилой, удостоенной звания Героя Российской Федерации, и врача Александра Филиппова, завершившего сложнейшую операцию во время пожара. Эти примеры наглядно показали, что героизм — это выбор, ответственность и профессионализм, проявляемые в экстремальных условиях. От ордена Святого Георгия до звания Героя РФ: учащиеся 8-9 классов обсудили эволюцию героизма. Разговор вышел за рамки обсуждения отдельных подвигов и был посвящён самому феномену героизма, его исторической преемственности и государственному признанию. Занятия начались с исторического экскурса: ребята узнали об истоках праздника, уходящих в 1769 год, когда императрица Екатерина II учредила орден Святого Георгия. Обсуждение коснулось символики, значения государственных наград и такого уникального места памяти, как Георгиевский зал Большого Кремлёвского дворца. Ключевыми темами диалога стали:

  • · Связь эпох: Что общего у георгиевских кавалеров прошлого и Героев Российской Федерации сегодня? Учащиеся пришли к выводу, что объединяет их не форма, а суть — готовность к самопожертвованию и ответственность.
  • · Героизм в XXI веке: На основе данных социологических опросов школьники обсудили, кого современное общество считает «героями нашего времени», и как меняется это восприятие.
  • · Анализ поступка: На примерах Героя РФ Суламбека Осканова, фельдшера Людмилы Болилой и врача Александра Филиппова подростки разбирали мотивацию, внутренние качества и нравственный выбор, стоящий за подвигом.
  • · Личная ответственность: Занятие завершилось важным вопросом о готовности молодого поколения (по данным ВЦИОМ, 92% молодых людей готовы оказывать помощь) стать достойными наследниками традиции служения Отечеству.

Философия подвига. Учащиеся 10 – 11 классов обсудили героизм как личный выбор и гражданский долг. Тема «Россия — страна победителей» была рассмотрена не через призму парадной риторики, а как повод для глубокого философско-нравственного анализа феномена героизма. Занятие началось с провокационного вопроса: «Что важнее — единичный героический поступок или ежедневный выдающийся труд?». Этот тезис задал тон всему обсуждению, сместив акцент с прославления на осмысление.
В ходе диалога, построенного на анализе конкретных судеб, старшеклассники исследовали:

  • · Природу героизма: Что движет человеком в момент выбора — долг, инстинкт, нравственный императив? На примерах фельдшера Людмилы Болилой, школьников Артёма Донскова и Ислама Халилова, летчика-испытателя Николая Куимова и военкора Евгения Поддубного ребята искали общее в, казалось бы, непохожих подвигах.
  • · Героя в контексте истории и культуры: Учащиеся рассуждали, как образ героя транслируется в литературе и кино, и насколько эти образы соответствуют реальности скромных и «нетубличных», по их же определению, людей.
  • · Личную ответственность и гражданскую идентичность: Ключевым стал вопрос о том, является ли способность к подвигу уделом избранных или заложена в потенциале каждого. Обсуждение плавно перешло к теме Года защитника Отечества и личного вклада в понятие «победитель» — через профессионализм, добросовестный труд и активную гражданскую позицию.

Это занятие стало школой гражданской зрелости, где учащиеся учились различать суть подвига за внешней формой и примеряли на себя ответственность за сохранение и приумножение традиций служения Отечеству в своей будущей взрослой жизни. ФОТООТЧЁТ

 

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь с политикой обработки файлов cookie, которые обеспечивают правильную работу сайта.