Внеурочные занятия "Разговоры о важном", посвящённые селекции, генетике и 170 - летию со дня рождения И.В.Мичурина
12.11.2025
10 ноября в школе прошли увлекательные занятия из цикла «Разговоры о важном», посвященные селекции, генетике и 170-летию со дня рождения выдающегося русского ученого-селекционера Ивана Владимировича Мичурина. Ребята отправились в удивительное путешествие от сказочной «Репки» до современных лабораторий, где создаются новые сорта фруктов и овощей. Ученики 1 – 2 классов узнали:
- Почему репку из сказки было так трудно вытянуть и бывают ли на самом деле такие огромные овощи.
- Кто такие ученые-селекционеры и как они, как настоящие волшебники, помогают растениям стать вкуснее, больше и устойчивее к холодам.
- Чем прославился И.В. Мичурин и почему его открытиями гордится вся Россия.
В отличие от младших товарищей, третье- и четвероклассники начали разговор не только со сказки о репке, но и с глубокой народной мудрости «Что посеешь, то и пожнешь». Ребята исследовали эту пословицу в прямом и переносном смысле, рассуждая о том, как труд ученых-селекционеров напрямую влияет на благополучие страны.
Ключевые темы, которые затронули ученики:
- История науки: Как люди, отбирая лучшие семена, тысячелетиями занимались селекцией, даже не зная этого термина.
- Подвиг ученого: Как И.В. Мичурин своим терпением и гением «приручил» южные культуры для северных широт, создав более 300 новых сортов.
- Национальная безопасность: Что такое «продовольственная безопасность» и почему для страны жизненно важно иметь собственный запас семян и уметь выращивать продукты самостоятельно.
- Ответственность перед природой: Как современные ученые в лабораториях помогают растениям справляться с засухами, заморозками и болезнями, и всегда ли деятельность человека полезна для экосистемы.
Ученики 5 – 7 классов не просто узнали о том, как менялись бананы и морковь с течением времени. Они погрузились в основы искусственного отбора, обсудили стратегическую важность продовольственной безопасности для государства и познакомились с плеядой великих российских ученых-селекционеров: В.С. Пустовойтом, А.Л. Мазлумовым, Е.Н. Седовым.
Ключевые вопросы, которые обсуждали ребята:
- Наука как служба: Как труд Мичурина и его последователей является служением обществу и стране.
- Технологический прорыв: Чем современная селекция в лабораториях с фитотронами и редактированием ДНК отличается от классических методов, и почему сроки создания нового сорта сократились с 10 до 2 лет.
- Профессии будущего: Какие перспективные специальности (генетик, биоинженер, агроинформатик) связаны с этой сферой и как уже в школе можно начать свой путь в агроклассах.
- Этическая ответственность: Как далеко может зайти человек в подчинении природы, руководствуясь принципом Мичурина «Мы не можем ждать милостей от природы...», и каковы границы этого вмешательства.
В 8-9 классах занятия, вышли далеко за рамки знакомства с историей науки и перерос в дискуссию о будущем продовольственной безопасности России и этических границах научного прогресса.
Учащиеся погрузились в обсуждение ключевых вопросов:
- Стратегическая важность: Почему продовольственная безопасность — это вопрос национальной независимости, и как отечественные семена и сорта становятся стратегическим ресурсом.
- От селекции к генной инженерии: Чем современные методы редактирования ДНК, позволяющие целенаправленно менять свойства растений, отличаются от классической селекции Мичурина.
- Цифровая трансформация: Как искусственный интеллект, «умные» теплицы с датчиками и данные дистанционного зондирования Земли ускоряют создание новых сортов с 10-12 лет до 2.
- Профессии на стыке дисциплин: Какие компетенции нужны современному селекционеру — знание биоинформатики, робототехники и даже маркетинга.
Особый интерес вызвала дискуссия о знаменитом высказывании Мичурина «Мы не можем ждать милостей от природы...». Ребята рассуждали о том, где проходит грань между разумным использованием ресурсов и опасным вмешательством в экосистемы.
Этот разговор позволил старшеклассникам не только оценить масштаб достижений российской науки, но и задуматься о своей возможной роли в одной из самых перспективных и социально значимых отраслей будущего.
Занятие для старшеклассников 10 – 11 классов вышло на уровень стратегического анализа, где биология тесно переплелась с вопросами экономики, геополитики и национальной безопасности.
В фокусе дискуссии оказались сложные и актуальные темы: Чем ответит Россия на вызовы продбезопасности? Может ли AI заменить селекционера? И где та этическая черта, которую нельзя переступать в генной инженерии? Это был настоящий мозговой штурм: Аналитика: Обсуждали, как санкции и климатические вызовы стали драйверами для развития отечественной науки. Карьера: Пробовали себя в роли HR-специалистов и составляли «портрет» современного селекционера — оказывается, ему нужны не только пробирки, но и знания в IT и маркетинге! Этика: Спорили о знаменитой фразе Мичурина «Мы не можем ждать милостей от природы...» — где грань между разумным использованием и грубым вторжением?
Ребята пришли к выводу, что профессии генетика и селекционера — это не про сады и огороды, а про высокие технологии, стратегию и обеспечение будущего страны. И это будущее — в надежных руках! ФОТООТЧЁТ