Система (целевая модель) наставничества
Целью наставничества в школе является максимально полное раскрытие потенциала личности наставляемого, необходимое для успешной личной и профессиональной самореализации в современных условиях неопределенности, а также создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов МБОУ "Залегощенская средняя общеобразовательная школа №1" Залегощенского района Орловской области
Задачи внедрения целевой модели наставничества:
- Улучшение показателей организаций, осуществляющих деятельность по общеобразовательным программам и образовательным программам среднего профессионального образования в образовательной, социокультурной, спортивной и других сферах;
- Подготовка обучающегося к самостоятельной, осознанной и социально продуктивной деятельности в современном мире, отличительными особенностями которого являются нестабильность, неопределенность, изменчивость, сложность, информационная насыщенность;
- Раскрытие личностного, творческого, профессионального потенциала каждого обучающегося, поддержка формирования и реализации индивидуальной образовательной траектории;
- Создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров;
- Создание канала эффективного обмена личностным, жизненным и профессиональным опытом для каждого субъекта образовательной и профессиональной деятельности;
- Формирование открытого и эффективного сообщества вокруг образовательной организации, способного на комплексную поддержку ее деятельности, в котором выстроены доверительные и партнерские отношения.
Основные понятия:
- Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
- Форма наставничества - способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
- Программа наставничества - комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленный на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.
- Наставляемый - участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции.
- Наставник - участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, готовый и компетентный поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования наставляемого.
- Куратор - сотрудник школы, осуществляющей деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам, который отвечает за организацию программы наставничества.
- Целевая модель наставничества - система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в школе.
- Благодарный выпускник - выпускник школы, который ощущает эмоциональную связь с ней, чувствует признательность и поддерживает личными ресурсами (делится опытом, мотивирует обучающихся и педагогов, инициирует и развивает эндаумент, организует стажировки и т.д.).
Нормативно-правовое обеспечение |
Федеральный уровень |
Распоряжение Министерства Просвещения РФ от 25.12.2019 № Р-145 |
Письмо Министерства просвещения РФ от 23.01.2020 N МР-42/02 О направлении целевой модели наставничества и методических рекомендаций вместе с «Методическими рекомендациями по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» |
Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися |
|
|
|
Региональный уровень |
Приказ Департамента образования Орловской области № 272 от 09.03.2022 г. "О внедрении системы (целевой модели) наставничества педагогических работников в образовательных организациях общего, дополнительного, среднего профессионального образования Орловской области в 2022 году" |
Приказ Департамента образования Орловской области №488 от 2 апреля 2020 г. "О внедрении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися в Орловской области" |
Муниципальный уровень |
Приказ Отдела образования, молодёжной политики, физической культуры и спорта Залегощенского района Орловской области "№62 от 9 марта 2022 г. "О внедрении муниципальной целевой модели наставничества педагогических работников и обучающихся в муниципальных образовательных организациях Залегощенского района" |
Школьный уровень |
|
Индивидуальный план развития под руководством наставника. Работодатель-студент |
Индивидуальный план развития под руководством наставника. Опытный учитель- молодой педагог |
Индивидуальный план развития под руководством наставника. Ученик-ученик. Адаптация |
Индивидуальный план развития под руководством наставника. Ученик-ученик |
Индивидуальный план развития под руководством наставника. Учитель -учитель |
Макет персональной программы наставника |
Загруженные документы
Дорожная карта по реализации Целевой модели наставничества в МБОУ "Залегощенская средняя общеобразовательная школа №1"
Приказ МБОУ "Залегощенская средняя общеобразовательная школа №1" Залегощенского района Орловской области "Об организации наставничества педагогических работников" от 05.04.2022г № 86